Сходство до степени смешения товарных знаков
Товарный знак, коммерческая символика или наименование, дизайн упаковки или оригинальный вид товара - это средства, выделяющие компанию из конкурентов и формирующие узнаваемый образ у покупателей. Успешные фирмы часто обнаруживают имитации своих товарных знаков, способные ввести в заблуждение покупателей. Рискуют и молодые компании, пользующиеся коммерческой символикой сходной с уже существующим на рынке продуктом конкурентов.
Во всех случаях выраженного сходства товарных знаков приходится либо защищать свои права в суде, Роспатенте (ФИПС) или ФАС, либо проводить кардинальную переработку торговой марки. Только эксперт может обоснованно утверждать, есть ли между вашим и конкурирующим торговым знаком сходство до степени смешения. Окончательное решение принимают исключительно компетентные государственные органы. Поэтому во всех подозрительных случаях следует:
- Проверить, возможно ли доказать наличие или отсутствие сходства до степени смешения.
- При подтверждении факта схожести товарных знаков получить консультацию специалиста для разработки эффективной стратегии поведения в сложившейся ситуации.
Сходство товарного знака в подробностях
Сходство товарных знаков – уровень похожести средств индивидуализации услуг или товаров, при котором потребители не обнаруживают различий между ними, либо уверены в принадлежности сравниваемых товаров или услуг одному производителю.
В законодательстве определение понятию «сходство» дано в пункте 14.4.2. «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 1995 г. № 989).
В рамках, установленных указанным выше нормативным актом, товарные знаки или иные обозначения могут быть сходны по смыслу, фонетически и графически. Нужно заметить, что сходными до смешения признаются товарные знаки, отличающиеся в некоторых деталях, но вызывающие устойчивую ассоциацию друг с другом.
Спорные вопросы, касающиеся сходства товарных знаков рассматриваются в Роспатенте, Федеральном Арбитражном Суде или в Суде по интеллектуальным правам. Обычно к судебным инстанциям обращаются, с иском об оспаривании отказа в регистрации товарного знака, возможны обращения и для защиты компании от недобросовестной конкуренции. Столь же часто рассматриваются дела о введении в заблуждение потенциальных потребителей, и по поводу выявления сходства товарных знаков до степени смешения.
Как определить степень смешения товарных знаков?
Решение суда находится в прямой зависимости от признания наличия сходства до степени смешения. Ориентируясь на «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство» (Приказ Роспатента от 31.12.09 № 197), эксперты акцентируют своё внимание не на идентичности деталей или шрифтов, а на общем впечатлении от товарного знака, возникающем у среднестатистического покупателя.
Экспертиза товарного знака на сходство до степени смешения необходима:
- Для защиты товарных знаков, фирменных наименований, коммерческих обозначений, оформления товара, дизайна упаковки и иной интеллектуальной собственности от неправомерного использования сторонними лицами.
- Для пресечения недобросовестной конкуренции, сопровождающейся введением в заблуждение потенциальных клиентов или подрывом репутации компании через использование схожих до степени смешения товарных знаков.
- Для разрешения доменных споров.
- Для отмены или запрета регистрации сходного обозначения.